.

Профилактика конфликтов в коллективе

Утверждение, что все люди — разные, оспаривать, мы думаем, никто не будет. Однако когда речь заходит о конфликтах в коллективе, эту аксиому нередко забывают.

Конечно, в большинстве случаев коллектив воспринимается как некий цельный организм, который существует по своим законам и отторгает тех, кто в него не вписался по тем или иным причинам. При этом стоит понимать, что не все конфликты, возникающие в коллективе, на самом деле являются конфликтами в прямом смысле этого слова. Нередко под конфликт маскируется недопонимание чего-либо одним или несколькими сотрудниками. Поэтому, с того момента, как на работу принимается новый человек, и все время в процессе его трудовой деятельности, сотрудник отдела кадров и его непосредственный руководитель должны предпринять несколько профилактических действий, которые помогут в дальнейшем избежать большинства конфликтов.

Профилактика конфликтов в коллективе

Иерархия

Основа любого коллектива — это строгая иерархия. Обычно иерархия простая: начальник, его заместители по различным вопросам, более мелкие руководители и подчиненные. Продвигаться по служебной лестнице можно и нужно, но делать это следует в строгом соответствии с действующими правилами.

При приеме на работу вопрос иерархии должен в обязательном порядке обсуждаться работником отдела кадров с новичком. Если организация большая, то лучше заранее подготовить схему иерархии в коллективе с должностями, фамилиями и, если есть возможность, с фотографиями. Такая подсказка очень пригодится новичку в первые месяцы работы.

Должностные обязанности

Лень хоть и является в большинстве случаев двигателем прогресса, в коллективе она довольно часто приводит к конфликтам. В основном «недопонимание» возникает тогда, когда один из сотрудников пытается переложить свои обязанности (чтобы уменьшить объем собственной работы) на другого без принятия соответствующего решения руководством.

Для предотвращения таких ситуаций следует сразу при приеме на работу вручать новому работнику его должностные обязанности.

Кроме того, следует распечатать должностные обязанности всех сотрудников и подшить их в отдельную папку, к которой будет доступ у всех работников в случае необходимости. В случае нарушения работником тем или иным образом должностных обязанностей, ситуация должна решаться непосредственным руководителем, а не на «договорной» основе среди подчиненных.

Способности

Не все люди обладают одинаковыми способностями. Если тот или иной работник лучше выполняет какую-либо работу, то расширять его обязанности в этой области, уменьшая нагрузку в другом виде работы, начальнику следует прилюдно (внеся соответствующие изменения в должностные инструкции). При этом стоит помнить, что увеличение количества обязанностей по сравнению с тем списком, который был озвучен при приеме на работу, в обязательном порядке влечет за собой либо увеличение заработной платы, либо предоставление каких-либо других компенсирующих льгот.

Поощрение

Всегда следует поощрять сотрудников выполнивших или перевыполнивших «план». Делать это следует всегда открыто, например, на общем собрании. Дух личностных соревнований позволяет достигать лучших результатов в мужских коллективах, в то время как в женских коллективах соревноваться могут работницы не по отдельности, а группами (выполняющими общую работу).

Наказание

Любой коллектив — это маленькое «государство». У него есть правитель и есть подданные. И как в любом государстве власть может «кружить голову», что приводит к появлению любимчиков и изгоев. Чтобы этого не произошло, все работники в коллективе, включая начальника, должны помнить, что наказание за совершенное правонарушение неизбежно. При этом меры ответственности должны применяться строго в индивидуальном порядке и на основании достаточных доказательств. Конечно, при рассмотрении нарушения надо учитывать и такие факторы, как обстоятельства смягчающие вину, а также способствовавшие совершению правонарушения. Но наказание за одно и то же нарушение должно быть одинаковым и обязательным для всех сотрудников, вне зависимости от занимаемой должности.

Служебный этикет

Каждый сотрудник должен быть в обязательном порядке также ознакомлен с правилами служебного этикета. Их также можно заранее распечатать и вручить новичку, чтобы он их выучил.

Обычно правила служебного этикета включают в себя несколько подвидов:

  • касающиеся отношений работников с клиентами и посетителями;
  • этикет электронного общения;
  • правила, затрагивающие телефонные переговоры;
  • правила общения при решении рабочей задачи, вызвавшей разногласия в коллективе;
  • служебный этикет руководителя и т.д.

Особое внимание также следует уделить обращению сотрудников друг к другу по именам или имени-отчеству. Имя-отчество обязательно следует употреблять всем сотрудникам, если в помещениях, где они работают, могут находиться посторонние люди.

Если же общение между сотрудниками всегда происходят без посторонних лиц, то обращаться по имени-отчеству следует в обязательном порядке к руководству. А уже вопрос, как будут обращаться друг к другу подчиненные, решает сам руководитель, устанавливая соответствующее правило.

Повышение уровня образования

При подъеме по карьерной лестнице сотрудник должен повышать свой уровень образования в соответствии со своими новыми должностями. Об этом стоит в обязательном порядке уведомить при приеме на работу, чтобы новичок заранее обдумал, будет ли он стремиться к карьерному росту или решит остановиться на данной должности.

Кроме профессиональных знаний при подъеме по карьерной лестнице из подчиненных в начальники стоит помнить и об обучении в области управления коллективом.

Даже если у руководителя в подчинении всего два человека, ему следует обязательно закончить соответствующие курсы, в учебную программу которых включены основы психологии. Умение разбираться в людях, разрешать возникающие конфликты, вовремя реагировать на назревающие проблемы в общении с подчиненными, управлять своими эмоциями и вызывать нужную эмоциональную реакцию у других людей — всё это приходит не только с опытом, но и с приобретенными знаниями в процессе обучения. По этой теме сейчас проводится довольно большое количество различных семинаров  (например, в Австралии популярна однодневная программа «Преодоление конфликта» conflict management training , которая благодаря интернету доступна и в нашей стране).

Конфликт в коллективе в большинстве случаев возникает тогда, когда ожидания одного из сотрудников не совпадают с ожиданиями другого. Стоит понимать, что все мы с вами живем не в реальном, а в иллюзорном мире. Мы додумываем, глядя на поступки других людей, их мысли, мотивы их действий, а также их возможные цели и последствия, опираясь не на факты, а на собственные иллюзии и «опыт». Но цель создания рабочего коллектива — это выполнение определенного вида работ. А это значит, что каждый сотрудник в коллективе должен четко знать свои права и обязанности, а не «приблизительно догадываться» о реальном положении вещей. Иллюзии в рабочем коллективе вредны также, как и ложные надежды, которые могут возникнуть при недомолвках или намеках на поощрение со стороны руководителя.

Не забывайте, что конфликты никогда не возникают «на голом месте». У них есть причины и есть последствия. Принятие профилактических мер позволяет избежать серьезных встрясок в коллективе, а его сотрудники смогут избежать ненужного стресса.

. .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *